Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

Ходит много мифов вокруг нарушения, которое мы все ещё называем ДЦП, а весь мир — просто церебральным параличом. Можно ли помочь детям с этой проблемой? И реально ли предотвратить её развитие?

Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

Наш эксперт — детский невролог, эксперт благотворительного фонда «Обнажённые сердца», приглашённый профессор факультета неврологии Университета Нью-Мексико (США), консультант по развитию программ помощи семьям с детьми раннего возраста Святослав Довбня.

Можно полноценно жить

Елена Нечаенко, «АиФ. Здоровье»: — Давайте начнём с того, что это за заболевание?

Святослав Довбня: —  Церебральный паралич (ЦП) — это не заболевание, поскольку не прогрессирует и не проходит. Это стабильное состояние, которое возникает в раннем детстве и включает в себя группу нарушений, связанных с движением и иногда другими функциями. Тем не менее с этим диагнозом можно и нужно жить.

— Что приводит к церебральному параличу? Правда ли, что это родовые травмы?

—  Причина ЦП — повреждение центральной нервной системы, происходящее либо во время внутриутробного развития, либо в первые недели или месяцы жизни под влиянием генетики, травм, обменных или метаболических нарушений (например, тяжёлой желтухи новорождённых) или инфекций у будущей мамы или ребёнка.

Самый распространённый фактор риска — это недоношенность. Чем раньше родился ребёнок и чем меньше его вес, тем риск выше, особенно это касается детей, родившихся раньше 28‑й недели или с весом менее 1,5 кг. Но поскольку сейчас всё больше хорошо оснащённых перинатальных центров, преждевременные роды уже реже приводят к такому исходу.

Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

За генетическое равенство. В России будут создавать детей с изменённой ДНК?
Подробнее

—  Сколько детей с церебральным параличом рождается в стране? И в каком возрасте нарушение чаще выявляется? Каковы его первые симптомы?

—  По разным данным, церебральный паралич в России возникает примерно в 2,5–6 случаях на 1000 рождений. Проблему можно заподозрить, когда ребёнок в срок не овладевает разными умениями: держать голову, сидеть, ходить. Малыша, отстающего в развитии, нужно показать педиатру или неврологу, чтобы тот оценил его двигательную активность по специальным шкалам. Современные методы оценки позволяют достаточно рано поставить диагноз. Обычно он устанавливается где-то к 1,5 года.

Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

Статья по теме

Модели на колясках. Как фотограф с ДЦП помогает инвалидам поверить в себя

—  Насколько важна реабилитация?

—  У детского мозга в отличие от взрослого огромная пластичность. Особенно в первые годы жизни. И это время нельзя упустить. Реабилитация сегодня начинается ещё в реанимации для недоношенных, где тем организуют особый уход, уменьшают звук и свет, но при этом пускают маму и папу, и те разговаривают с малышом. От этого — доказано — меняется структура мозга ребёнка.

Очень важно, чтобы ребёнок был субъектом, а не объектом реабилитации. Если его просто в кулёчке носят с массажа на массаж — толку будет мало. Эффективна только реабилитация, в которой ребёнок сам принимает участие: во время игры, движения, общения с родителями. Никакие пассивные действия (массажи, укладки и прочее) не имеют той же эффективности, что и активная, включённая в повседневную жизнь ребёнка реабилитация. Например, одним из методов лечения спастики являются уколы ботокса, помогающие расслабить мышцы. Можно их делать просто по схеме, а можно — в соответствии с конкретными, насущными целями. Допустим, ребёнку трудно поднять ножку, чтобы залезть в машину к маме, и тогда ботокс надо колоть именно в те мышцы, которые обеспечивают такое движение.

Эта работа требует усилий, но только этот тяжёлый труд даёт результаты.

Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

Как учить особенных детей? Инклюзивное образование глазами родителей
Подробнее

Чем докажете?

—  Какие способы реабилитации бесполезны?

—  Я бы уточнил — не имеют доказанной эффективности. Такие методы можно разделить на две группы. Первые достались нам в наследство из прошлого и касаются в основном пассивных занятий (массажи, укладки) и назначений различных ноотропных препаратов, гипербарической оксигенации. Всё это отвечало представлениям о реабилитации 30–40 лет назад, но медицинская наука за это время ушла далеко вперёд. А вторая группа — это постоянно появляющиеся «нетрадиционные» и «авторские» методы. Объединяют их обещание «излечить» и отсутствие доказательной базы.

Иппотерапия и занятия в воде. Как лечат детей с ДЦП?

Статья по теме

Лошадка – друг особенных детей. Что такое иппотерапия?

—  Но как же родителям разобраться, что из методов работает?

—  Можно почитать свежий, опубликованный в 2020 г. систематический обзор методов помощи при церебральном параличе у детей, созданный исследовательской группой профессора Новак. Этот обзор доступен на информационной платформе фонда «Обнажённые сердца», где собрано много достоверной информации от учёных с мировым именем. Так вот, в этом обзоре среди методов, доказавших свою эффективность, «ноотропов», например, нет.

—  А что насчёт иппо- и дельфинотерапии?

—  Езда на лошади хорошо тренирует баланс, но не поможет убрать контрактуру в мышцах рук. Поэтому этот метод хорош, но панацеей не является. Общение с дельфинами приятно, но доказанной силы не имеет. А вот польза от занятий в воде при церебральном параличе доказана.

По материалам: aif.ru

Смотрите также

787d0decc616a42d6f8e84051e9b41d6 - Скажи «мама». Как самостоятельно выявить нарушения речи у ребенка?

Скажи «мама». Как самостоятельно выявить нарушения речи у ребенка?

Дети с каждым годом говорят все хуже. Если в 1970-1980-х годах в нашей стране дефекты речи фиксировались только …